Powered By Blogger

воскресенье, 20 октября 2013 г.

МАМА,

МАМА родилась в большой семье. Она была последним, шестым ребенком. И вот сейчас я, вспоминая ее рассказы,  не понимаю, КАК у малограмотных родителей могли родиться такие одаренные дети.  Все дети играли на музыкальных инструментах.   Два брата играли в духовом оркестре.  И когда началась ВОВ, имея  бронь,  ушли добровольцами на фронт.  Там перешли в разведку  и оба погибли под Ленинградом.  Сестра  мамы, Тамара, после семилетки, уехала в КУЙБЫШЕВ,  и одновременно училась в мед. училище   и балетной школе.  окончив учебу,  добровольцем ушла на фронт  и дошла до БЕРЛИНА. 
    Когда началась война,  мама поступила в институт, но, сдав однажды большую дозу крови, потеряла сознание.  Приехала ее МАМА и забрала ее.  Так она перевелась на заочное отделение.  ВУЗ был технический и ее,  по приезду домой, взяли работать в школу учителем математики.
    Вот так неожиданно к ней пришло призвание.  У нее был, как говорят, ДАР ОТ БОГА!
         В этом году школе, где мама проработала более 30 лет юбилей.  Мама, тогда в далеком 1963 году,  давала дошкольную педагогику в старших классах  и я часто бывала у нее на уроках, садилась на заднюю парту и с интересом смотрела и слушала как она давала теорию.  Как жаль, что Вы не были на ее уроках.  Каждый ее урок можно назвать шедевром. Да, она ДАВАЛА  предмет,  а  не читала его бегло, лишь бы отвести. И еще, если бы Вы  могли слышать,  как она разговаривала с учениками. Наверное,  я не смогу передать.  Отвечает ученик, она внимательно слушает,  не перебивая  и улыбаясь, как могла улыбаться только  моя мама, кивает головой, соглашаясь с ответом.  Не обращая внимания  на возраст, всех своих учеников она ласково называла - «МАЛЕНЬКИЙ МОЙ».  Вот,  маленький мой, как хорошо  подготовился. Сегодня,  совсем хорошо. Молодец. Спасибо!  Из глубины  класса тут же несется, - « САДИСЬ, ТРИ».  МАМА поворачивается на голос «Совершенно верно,  только три». И улыбка озаряла ее лицо, а в глазах было столько теплоты и доброты.
   
    А сколько идей было в ее голове!  Я помню тот далекий май1972 года!  Ей дали задание представлять на митинге свою школу. Дома она предложила мне просмотреть выступление своих учеников.  Они будут одеты все в белые костюмчики  и,  под музыку, будут,   перестраиваясь,  писать слова « МИР,ТРУД МАЙ» -говорила она мне. Я видела, как горели ее глаза. Потому  что это  придумала ОНА,  и в нашем маленьком городке еще не делал никто. Вдруг  сокрушенно мне говорит, - «ТУФЕЛЬКИ БЫ МНЕ,  НОВЫЕ,  НА КАБЛУЧКЕ».  И я поняла, что должна купить туфли, во что бы то ни стало! Лихорадочно думаю, где взять такую сумму денег?   Придя на работу,   узнаю,  что к празднику дали премию. Бегу в кассу.    У РА!   Получив деньги,  бегу отпрашиваться с работы на час. Отпускают! И через весь город в центральный универмаг,  галопом. Все делаю на бегу: влетела  в обувной отдел, подбегаю к знакомому продавцу  и,  задохнувшись, не поздоровавшись,  выпаливаю, - «ЛИДИЯ ИВАНОВНА, мне нужны туфли для МАМЫ! Сейчас!». Она уходит,  несколько минут томительного ожидания. Вот она появляется в дверях с заветной коробкой.   «Это от меня Людмиле Ивановне. Давно держала». Открываю коробку. То,  что надо!  Белые венгерские туфли на каблучке. Аккуратные  и заветные. Хватаю коробку,  прижимаю к груди,  бегу в школу .Надо сейчас! Только бы успеть!  Мчусь!  Вбегаю в школу.  Тишина,  идут уроки, то, что надо. Подхожу к классу и тихонько приоткрываю дверь. Мама стоит у доски.   Меня она не видит. Ученики смотрят на меня, а я прикладываю палец к губам. - «Тихо», и ставлю туфли на пороге.  Скрываюсь за углом.  ЖДУ!  Открывается дверь, мама  выходит в коридор, к ее груди прижаты туфли. На глазах слезы.  « ИРОЧКА, ТЫ ГДЕ?»  я не могу выйти, я плачу.
   
 Я и сейчас плачу. После ее смерти  жизнь моя разделилась на две части: когда я жила  и у меня была мама, и сейчас, когда ее нет.   И не правда, что время лечит.  НЕ ПРАВДА! Боль даже не притупилась! Я помню все! Я слышу ее голос  и вижу ее грустные глаза. И нет такого дня, чтобы я не вспоминала ее сама, либо кто – то   не напомнит мне о ней!
    Я ловлю себя на том,  что я постоянно с ней говорю и то, что в толпе я ищу ее.
А еще точно знаю,  что она смотрит с небес и говорит – « Молодец, Ирочка!».
     Она очень  любила сирень.  И каждую весну я заваливала ее букетами сирени.  Когда я в очередной раз появлялась на пороге ее дома с охапкой цветов, то ее глаза вспыхивали таким счастьем!   Она суетливо начинала бегать по комнате.   ища очередную вазу под цветы.  Потом,  закрыв глаза, она наклонялась к букету вздыхая неповторимый его аромат ,и подняв на меня глаза, смотрела  с такой благодарностью, которую  спустя столько лет, ощущаю как тогда!
     Мы на лето уезжали жить в деревню,  к бабушке, когда я еще училась в школе. Уезжали всей семьей. В тот год мы приехали чуть раньше с братиком. Недалеко от деревни был хороший лес. И я бегала с  деревенскими девчонками туда,  за ягодами.  А самое главное на лесных полянах росли цветы. Кто хоть раз видел полевые цветы, тот навсегда запомнит  красоту   этих неброских, но настолько элегантных цветов. Ни в какое сравнение с городскими они не идут. Зайдите в ромашковое поле.  И вы навсегда там оставите свою любовь к полевым цветам. А идти по полю ржи, где среди колосьев зерна затерялись васильки? Лучше не бывает, поверьте мне.                                                                                   И вот однажды я набрела на целое поле сиреневых цветов. Я до сих пор не знаю их название. Но я знаю, что их посадил колхоз  для пчел.  Я сразу подумала о маме.  Решила привести ее сюда. Придя домой,  увидела, что мама приехала.  подошла и говорю, - «Пойдем,  я тебе покажу такую красоту, какую ты не видела». И она  тут же пошла. Поле расположилось сразу за лесом. Дойдя до окончания леса,  я  сказала, - «ЗАКРОЙ ГЛАЗА»  и  повела ее за руку. Она тихо шла со мной.
    А теперь закройте глаза и представьте:  голубой  небосвод над вами, без конца и края, огромное,  как  мандарин,  солнце ,опускающееся  за горизонт. На небе ни облачка. Зеленый лес. Поворот.  Дошли. – «Открой глаза, МАМА!» -  она открыла глаза  и ахнув. обняла меня крепко.  Огромное сиреневое поле расстилалось перед ней.  Радости ее не было предела . Она радовалась как ребенок,  никогда не видела ее такой счастливой.
 
    МАМА! МОЯ родная! Милая мама! Сегодня я иду в твою школу. ЕЙ 50 лет. Там будет много твоих учеников и коллег,   которые будут с благодарностью вспоминать тебя. А я буду слушать о тебе тысячный раз,  и сердце мое будет сжиматься от боли, что тебя нет на таком большом празднике.  Поднимаюсь на сцену и смотрю в зал. Я ищу тебя взглядом. Тебя нет, но  знаю,  что ты меня видишь .Слезы катятся из глаз, но я иду,  буду говорить о тебе моя родная.  Я сильная!  И я  СМОГУ! Ради  тебя смогу все!   Слышу твой голос, - «Ты молодец, ИРОЧКА!»   Мой голос срывается, волнение комом встает в горле,  но я начинаю,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,   Читаю твое любимое стихотворение. ТЕБЕ МОЯ МАМА  Я знаю, что ты слышишь меня, родная моя!!!!!!!!!  
                                                                                                                                                                 По ночам звучит надрывный кашель.
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.
Письма были, только очень редко,                                                                                                         И тогда не замечая нас,                                                                                                                      Все ходила и шептала,
ДЕТКИ,  вам собраться  вместе хоть бы раз!
Ваша мать согнулась ,поседела,
Что поделать,  старость подошла,
Как бы хорошо мы посидели                                                                                                          Рядышком у этого стола.                                                                                                                            Вы под этот стол пешком ходили,                                                                                                     В  праздник пели до зари.
А теперь разъехались, уплыли,  улетели
Вот теперь пойди  и собери.
Заболела мать .И той же ночью.
Телеграф не уставал   кричать:
ДЕТИ, СРОЧНО!!! ДЕТИ! ОЧЕНЬ СРОЧНО!!!                                                                                      Приезжайте,  заболела мать!!!
Из Одессы,  Таллина,  Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко,
У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки,                                                                                                          Мягкую серебряную прядь.
Почему же дали вы разлуке                                                                                                                     Так надолго между вами  встать                
Мать ждала вас в дождь и в снегопады,
В тягостной бессоннице ночей,
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?
Неужели только телеграммы
привели вас к скорым поездам?

Слушайте!!!!!!!!!! ПОКА У ВАС ЕСТЬ МАМА,
ПРИЕЗЖАЙТЕ К НЕЙ БЕЗ ТЕЛЕГРАММ!


И.К.А.Р.

Комментариев нет:

Отправить комментарий