Хождение во власть.
Чиновников в народе не любят, а молодежь мечтает о государственной службе.
Чиновников в России не любили всегда, потому что с давних пор чиновничество и мздоимство были словами-синонимами, близнецами братьями. Еще в царской России в среде чиновного класса была поговорка: «Дайте мне казенного воробья, уж я около него прокормлюсь». А если к мздоимству прибавляется самодурство, вседозволенность, неподконтрольность, тут и совсем беда.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в интервью изданию «Аргументы и факты» посетовал на то, что российское общество нетерпимо к чиновникам, а потому ему бывает стыдно говорить, что он чиновник, хотя, по его словам, большинство чиновников не являются коррупционерами и «самоотверженно работают на благо страны».Почти в то же время, когда публиковалось интервью с Песковым, Генпрокуратура сообщила об очередном задержании зарвавшегося чиновника – на этот раз бывшего главы Серпуховского района Александра Шестуна. У него нашли два десятка машин, множество угодий и недвижимости – всего имущества на 10 миллиардов рублей. Это у главы пусть подмосковного, но района. А что говорить о чиновниках рангом выше. У всех на слуху громкие аресты в республике Коми, на Сахалине, в ряде других регионов, федерального министра А. Улюкаева.
Ну, не знают берегов нынешние слуги народа.
Впрочем, они давно стали не слугами, а хозяевами. И народ им, похоже, по большому счету, по барабану, потому что они от него никак не зависят...
Поясню. Главы муниципальных образований, как тот же Шестун, избираются с недавних пор не общим голосованием, а собранием депутатов.
Но даже в том случае, когда избиратель еще бросает бюллетень в урну, вовсе не означает, что он голосует. Голосуют деньги, собранные на выборную кампанию кандидатом. Политтехнологами давно подсчитано, сколько их нужно для избрания на ту или иную должность.
А деньги кто дает?То-то. Именно богатые люди спонсируют политиков и финансируют СМИ. Вот перед ними-то чиновник или депутат и в ответе. Он должен эти деньги отработать. Выгодными должностями, налоговыми льготами, государственными заказами, поддержкой при приватизации государственной собственности, продажей земли, да мало ли возможностей отблагодарить спонсора.
Любили ли чиновников в советское время? Нет. Но такого размаха стяжательства, какое возникло в новые времена, никогда не было. Потому что прежде существовала какая-никакая, а система подготовки кадров, или социальных лифтов, как сейчас говорят. Но лифты эти не были, как теперь, скоростными. Человек вначале показывал себя на низших должностях, причем не только на хозяйственных, но и на профсоюзных, партийных. Его основные качества выявлялись уже там, они и определяли перспективы и пределы его компетенции и будущего роста.
А теперь – раз, из грязи в князи. Кто такой, откуда? Выскочил, как черт из табакерки. А там, глядишь, опять в грязь. Так, за различные махинации, использование служебного положения в 90-е годы были осуждены и ушли в политическое небытие бывшие губернаторы Тверской области Владимир Платов и Вологодской Николай Подгорнов. Получил восемь лет тюрьмы экс-заместитель губернатора той же Вологодской области Николай Гуслинский, который, по версии следствия, за услуги для ООО «Вологодская ягода» получил взятку, в числе которой были квартира, гаражный бокс, автомобиль, предметы мебели – всего на сумму 16,9 миллиона рублей.
Кстати, Гуслинский был победителем проекта «Команда Губернатора: Ваш выбор». Это на местном уровне что-то вроде федерального конкурса «Лидер России», который является главным поставщиком «резервистов» на ключевые государственные посты. Скоростной социальный лифт, когда человек взлетает к высоким должностям лишь на основании заявлений о намерении, а не опыта работы, тем более моральных и деловых качеств.
А потом мы удивляемся количеству жалоб в адрес президента во время его телевизионных общений с народом – таких жалоб, которых в принципе не должно быть, и решать которые не его уровень.
Вспомним, как вся страна обсуждала ситуацию на космодроме «Восточный», когда рабочие написали на крышах огромными буквами: «Уважаемый Путин, спаси, 4 месяца без зарплаты».
Наводнение в Крымске в 2012 году показало полную неработоспособность местной власти при возникновении чрезвычайных ситуаций. С тех пор власть не стала эффективнее, средств же оповещения – не берусь говорить о Крымске, но в большинстве малых городов и посёлков, а тем более деревень – как не было, так и нет. Проводное радио давно демонтировано, рынды сданы в металлолом.
Исключением, наверное, стала борьба с наводнением на Дальнем Востоке. Там действительно проявились лучшие качества и власти, и армии, и МЧС, и гражданского общества. Но, опять же, тон-то всему задал президент. Не появись он в зоне паводка, не возьми под свой контроль исполнение поручений, не возвращайся туда вновь и вновь, ещё неизвестно, каким боком бы всё повернулось. Паводок, случившийся следующей весной в Алтайском крае, продемонстрировал те же болячки, что были выявлены и излечены волевым порядком в Приамурье.
На ликвидацию последствий пожаров тоже летает президент.
А где другие члены большой вертикали власти? Где остальные ее ветви – прокуратура, суд, дознаватели? Не после, когда спасать уже нечего и некого, когда президент натыкал носом, а до? Почему региональная и самая близкая к народу муниципальная власть без пинка сверху не может сделать того, что сделать обязана?
Да потому, что чиновник боится не только проявить инициативу, но и исполнять то, что предписывает ему его должность. Для него безопаснее не работать, а создавать видимость работы. Попросту – врать.
Моя одноклассница после 40 лет работы терапевтом, врачом общей практики ушла из медицины по той причине, что медиков ради «хорошей» статистики заставляли переквалифицировать случаи смерти от инфарктов и инсультов. Не потому, что этого требовала федеральная программа помощи больным с сосудистыми заболеваниями, а потому, что надо было показать, что эта федеральная программа, в которую вбухано столько денег, работает, даже если она не работает или работает плохо. Теперь вот реализуется общенациональная программа по борьбе с онкологическими заболеваниями. И опять будут врать, натягивать показатели, чтобы убедить себя и вышестоящее руководство, что все хорошо. И так – за что ни возьмись. Льготные кредиты сельхозпроизводителям расходятся по крупным корпорациям и холдингам, многие из которых принадлежат иностранному капиталу, а вот фермерам и самозанятым от этого пирога не достается ни крошки. Реформы образования, здравоохранения, местного самоуправления или буксуют, или превращаются в противоположность того, ради чего принимались.
Вот и получается, что программы и постановления пишутся, деньги вбухиваются, отчеты составляются, по этим отчетам что-то меняется в лучшую сторону, а рядовой гражданин как не замечал никаких изменений, так и не замечает.
Сегодня даже либералы соглашаются, что экономические реформы надо начинать с реформы системы исполнительной власти.
Но излечивать эту болезнь должна не отдельная структура, как предлагает Герман Греф, ибо новые чиновники опять будут создавать видимость борьбы со старым чиновничеством, да и только.
Ну, неужели никто не знал, что Алексей Кузнецов, депортированный недавно из Франции в Россию, будучи в ранге министра финансов Московской области, ворует, и ворует по-крупному? Что ворует бывший глава Сахалина? Уверен, знали, но делали вид, что не знают. «Не было команды “фас!”», – объяснял мне это один из фсбшников.
Однако, хотя в народе чиновников не любят, многие нынче мечтают о государственной службе. Там неплохой, а главное, гарантированный доход, выше, чем у других, пенсия. А главное, стать чиновником сегодня – это как получить допуск в элитный клуб.Такая, брат, демократия. И эта демократия все активнее мутирует в механизм по обслуживанию богатого меньшинства. В итоге получается новая диктатура – уже не государства, а элиты, государством не являющейся.
Специально для «Столетия»
АНЕКДОТЫ И УМНЫЕ МЫСЛИ.
Грузин продает на рынке битых кур. Подходит хорошо откормленная баба.
Берет куру. Оттягивает крылышко, нюхает. Подозрительно смотрит
на грузина. Оттягивает другое, нюхает. Подозрительно смотрит. Берет
за ножки, нюхает. Подозрительно смотрит. Грузин не выдерживает,
взрывается:
- Послушай, дорогая, если тебя так понюхать, ты что, свежей покажешься?
- Ты вел себя как джентльмен. Спасибо, что не лапал.
- Не за что.
Комментариев нет:
Отправить комментарий