среда, 2 октября 2013 г.

НЕ ГАДАЙТЕ, ДЕВОЧКИ, ЗАЗРЯ...


За окном шел и шел снег. Огромными пушистыми хлопьями. Будто небо замыслило в один день окутать землю пуховыми перинами. Белое мягкое покрывало искрилось разноцветными огоньками, словно украсили его блестящими новогодними бусами. Наверное, таким и должен быть канун рождества: снежным и красивым.
Вера Ивановна стояла у окна, любуясь прекрасным вечером. К сожалению, сегодня ей одной домовничать. Сын с невесткой к друзьям на дачу уехали, а десятиклассница внучка к подружкам собирается.
- Анюта, вы на дискотеку пойдете или как?
- Что ты, бабуля, в эту ночь разве танцуют... Мы ворожить будем. Духов там всяких вызывать. Я, правда, в эти вещи не очень-то верю, но девчата такое рассказывали...
- Ах, молодость, молодость. Все в таком возрасте одинаковы, - сказала Вера Ивановна, присаживаясь на диван. – Мы тоже в ночь перед рождеством гадали. Правда, чуть старше вас были.
- Да ну! А что делали? И неужели сбывалось? – Заинтересовалась Аня.
- И духов звали, и бумагу жгли. У кого-то сбылось, про многих не знаю – судьба по разным дорогам разбросала.
Девушка подсела к бабушке на диван, обняла ее и, заглядывая в глаза, попросила.
- Бабулечка, миленькая, расскажи, хоть чуточку.
- Скороговоркой не обойдешься – тема больно крученая. А ты в гости торопишься.
Анюта разлепила руки и откинулась на спинку дивана. Молча что-то обдумывала. Потом вздохнула и сказала:
- Давай-ка, бабуль, мы с тобой сейчас чай с твоими вкусненькими пирожками организуем. И ты мне все про все рассказывать будешь. Ну, такой вечер воспоминаний.
- А как же твои подружки?
- Сами управятся. Потом расскажут что и как, а я им – твои истории.
- Ладно, обрадовалась Вера Ивановна. – Давай стол собирать.
ВЕЩИЙ СОН
- Скажи, бабуля, ты-то сама в гадания, ворожбу всякую веришь? – Спросила Анюта, посасывая шоколадную конфетку.
-Сложно сказать. Во всяком случае, думаю, в природе что-то эдакое существует, чего мы пока объяснить не можем. С этим я столкнулась еще семиклассницей. Где-то вычитала, что в сочельник надо написать вопрос или желание на бумаге и положить ее под подушку. Сама понимаешь, интересуются девчонки всегда одним и тем же – все про женихов, да про судьбу. Вот и я приготовила такую записочку. Спать легла. И приснился мне очень интересный сон. Будто еду я в поезде. Стою в тамбуре вагона. На руках ребенка держу. Рядом чемодан стоит. Вдруг станция. Входит высокий мужчина. Берет на руки меня с малышом и ставит на перрон. Потом забирает чемодан.
- И что значил этот сон?
- Я как-то особо не акцентировала на нем внимание. Но и не забывала. На удивленье в жизни все так и получилось. Вышла я замуж, дочку родила.
- Тетю Марину что ли?
- Да. Через год с мужем развелись. И уехала я в наш городок. Здесь деда твоего встретила. Высокого, красивого, царствие ему небесное. Он Маришку за свою почитал. Никогда не делал разницы между ней и Андреем. Вот и выходит, сон сбылся. А может, просто совпадение.
ШМЫГАЮЩЕЕ БЛЮДЦЕ   
- А про духов-то, про духов, - нетерпеливо затормошила бабушку девочка.
Тогда я уже взрослая была. 22 года исполнилось. Жила в общежитии. Девчонки, что в комнате со мной соседствовали, решили, как и вы, в ночь перед рождеством гадание устроить. Человек шесть собралось. Я грешным делом сомневалась в этом предприятии. Как это вдруг обыкновенное блюдце по бумаге бегать будет. Поэтому подружки предложили мне в паре с еще одной девушкой руки над блюдцем держать, чтобы на собственном опыте так сказать... Достали лист белой мелованной бумаги, соответствующим образом расчертили. Буквы нарисовали, цифры. На задней стороне белого блюдца стрелку обозначили и хорошо прогрели его на горячем радиаторе.
- И оно побежало... – ахнула Аня.
- Не торопись. Зажгли свечи, выключили свет. Все уселись вокруг стола. Мы с подружкой по обе стороны листа. Потом стали дух Горького вызывать. Блюдце на середине листа, наши ладошки над ним. Не знаю, дух или нет, Горького или какой другой, но блюдце вдруг зашевелилось. Первой задала вопрос Любаша. У нее муж за драку в тюрьме сидел. Она спросила, когда он освободится. И тут наше блюдце резво зашмыгало по бумаге. Мы еле успевали за ним ладошки передвигать. К одной букве, другой, третьей. Так сложилось целое предложение: «В мае этого года».
- Вам не страшно было?
- Сначала душа в пятки уходила. Потом стало интересно. Я в ту пору дружила с парнем, которого звали Виктор. Рассматривала его как потенциального жениха, замуж за него хотела. Ну и спросила – кто мой суженый. Ответ озадачил. Буквы сложили другое имя; Александр. Тогда я посмеялась, что, мол, соврал дух. А через год действительно встретила деда твоего Александра Васильевича и стала его женой.
- А что с Любашиным мужем, сбылось предсказание?
- Как ни странно, сбылось. Именно в мае того года. Тогда же они уехали на родину – во Владивосток.
- Вот здорово! Значит, гадание не такое уж бесполезное дело.
- Не спеши с выводами, внучка,- ответила Вера Ивановна. – Небезопасное это занятие. Люди верующие говорят, неизвестно, кто на зов откликнется: дух или сила нечистая. Ведь не зря православная церковь гадания и ворожбу грехом великим почитает.
- Но ведь во все времена девушки под рождество гадали. Классики сколько об этом понаписали. Да и сбывается же все...
- Ну, сбывается или просто совпадение, кто его знает. А про остальное так скажу. Есть шуточные гадания, когда сон вещий заказывают или, скажем, воск льют, соль сыпят... Это безобидное развлечение. С остальным играть не следует.
- Но ведь ты гадала и ничего, - упрямо стояла на своем девочка.
- Не совсем так. Я еще умудрилась книжек разных про это дело начитаться. Потом весь год одни ужастики снились, да всякие стуки, грюки по ночам в комнате чудились. Лучше от греха подальше...
За окном стемнело. Вера Ивановна собрала посуду, унесла в кухню. Потом включила торшер. Мягкий розовый свет разлился по комнате. Женщина удобно устроилась на диване.
- Иди на мягонькое, внучка. Тут уютнее.
Анютка нырнула под ласковую бабину руку и хитровато спросила:
- Бабуля, а ты про другую ворожбу знаешь?
- Это какую другую?
- Ну, когда, например, парня привораживают...
- Батюшки- светы, не ты ль такое задумала? Выбрось из головы. Плохое это дело.
- Чем же?
- Так ведь не по велению сердца он с тобой рядом будет, а по чужой злой воле. Кстати подобные вещи счастья ни той, ни другой стороне не принесут. Имей ввиду.
- Ты-то откуда знаешь?
- Был такой пример перед глазами. Пожалуй, для науки тебе о нем расскажу.
ПРИВОРОЖИЛА БЕДУ
- В общежитии дружила я с замечательной девчонкой – Светой Дулиной. Добрым, отзывчивым человечком. Работала она фельдшером в школе. А тут к нам на этаж парня поселили, тоже фельдшера, только «Скорой». Звали Володей Шалагиным. Влюбилась в него моя подружка.  А он в ее сторону и не смотрит, другой девчонкой заинтересовался. А со Светой здравствуй, да до свиданья. Билась она, билась, чтобы его симпатию завоевать. А потом решила бабку ворожею искать. И где-то ведь нашла. Что та делала – не знаю. Только Светка ходила на перекресток четырех дорог, что-то там закапывала, какие-то слова приговаривала. Потом что-то в печке сжигала. Одним словом обряд полностью провела
- На удивленье Володя вдруг стал чаще общаться со Светланой: в гости ходить, в кино приглашать. А потом и вовсе стали вместе жить. Из общежития ушли, квартиру сняли. Но мир их не брал. Ссорились по разным пустякам. Поругаются, Шалагин поскидает половину своих вещей в сумку и уедет. Но что-то его, как магнитом, тянуло обратно. Вернется. Потом все сначала повторяется. В конце концов, они зарегистрировали свой брак и уехали на постоянное место жительства в деревню. Там дом справили, хозяйство завели. Родили двух парнишек. Казалось, живи да радуйся... Но все время черная кошка меж ними пробегала. Володю постоянно тянуло из дома. Не было ему интереса с женой пообщаться, лишний раз пойти куда-нибудь вместе. Все в задумчивости ходил. Мысли работой забивал. Света и плакала, и скандалила – бесполезно. Так и жила при муже, но в одиночестве.
- Сыновья выросли, армию отслужили. Старший Михаил в городе обосновался. Женился. А через год погиб в автокатастрофе. Света от горя еле оклималась. Через два года еще удар: младшего Алешку на дискотеке пьяные парни покалечили. Инвалидом стал. Мать чуть рассудка не лишилась. Но и на этом ее беды не кончились. В грозу от молнии загорелось в деревне несколько домов. Один из них Светин. Все дотла сожрал огонь. Помогли, конечно, погорельцам, но одним днем добро не наживешь. Вот и выходит, припаяв к себе парня, Светлана, по сути, приворожила беду.
- Да уж. Грустная история, - вздохнула Анюта. – Ты, бабушка лучше что-нибудь веселенькое расскажи, праздник ведь.
- Хватит. Уже поздно. Спать пора. У тебя вон глазенки слипаются.
- Ну, пора, так пора. А вечер у нас с тобой классный получился. Спасибо, бабуль, за науку. Но все же записочку под подушку я положу. Может и мне вещий сон приснится.
Вера Ивановна выключила свет и подошла к окну. Голубовато посвечивала луна. Снежок все шел и шел, наметывая на дороги сугробы, навешивая на ветки деревьев тяжелые белые шапки.
- Спи, внученька, - мысленно сказала женщина. – Пусть приснится тебе самый волшебный сон, в котором будет только счастье.
       

                     Лариса Осокина.

Комментариев нет:

Отправить комментарий