пятница, 31 октября 2025 г.

Не запрещай себе мечтать.- Сила любопытства. - Как мы воруем у детей самое золотое время. - Полезные цитаты из книг психолога Владимира Леви. - Притча о плохом муже. - АНЕКДОТЫ И УМНЫЕ МЫСЛИ.

 

Не запрещай себе мечтать.

W.

Не запрещай себе мечтать –
Пусть не в цветном, пусть в чёрно-белом;
Пусть ты открыт ветрам и стрелам –
Сними замок, сорви печать!
Не запрещай себе творить,
Пусть иногда выходит криво –
Твои нелепые мотивы
Никто не в силах повторить.
Не обрывай свои цветы,
Пускай растут в приволье диком
Молчаньем, песней или криком
Среди безбрежной пустоты.
Не запрещай себе летать,
Не вспоминай, что ты не птица:
Ты не из тех, кому разбиться
Гораздо легче, чем восстать.
Не запрещай себе любить,
Не нужно чувств своих бояться:
Любовь не может ошибаться
И всё способна искупить.
Не береги лучей звезды –
Бросай направо и налево,
И эти странные посевы
Дадут чудесные плоды.
Не бойся жить, не бойся петь,
Не говори, что не умеешь:
Ты ни о чём не пожалеешь –
Да будет не о чем жалеть!
И не стесняйся побеждать:
Твоих врагов судьба излечит,
И может быть, другие встречи
Ещё вас будут ожидать.
Не бойся в камне прорастать,
Под небосвод подставив плечи.
Пусть без мечты порой и легче –
Не запрещай себе мечтать!

16.07.07





















































Сила любопытства.

Любопытство развивается с детства, когда ребенок задает множество вопросов. Он растет в незнакомом мире и хочет получить ответы. Даже несмотря на помощь родителей, он совершает действия из любознательности, обучаясь на собственном опыте. Его не остановить.













Но любопытство умирает слишком рано. Мы сосредотачиваемся на бытовых знаниях и начинаем думать, что их запаса хватит на всю оставшуюся жизнь. Это объясняется как ленью, так и когнитивным диссонансом: чтобы не испытывать внутренних противоречий, многие явления в мире проще объяснять при помощи примитивных причинно-следственных понятий. Действительно, зачем учить сложные экономические теории, если с валютным курсом, ценами на нефть и финансовой политикой государства все и так понятно. Зачем учить теории и историю геополитики, если все можно объяснить заговором масонов или рептилоидов. И таких «зачем» очень много. Мы вырастаем и теряем свое любопытство, просто потому что на все это нет ни времени, ни желания.

Вспомните, когда вы последний раз после прочитанной книги или просмотренного фильма заходили хотя бы в Википедию и узнавали информацию об этом творческом проекте? Когда заинтересовывались человеком настолько, что не судили его за странные идеи, а просто слушали и наслаждались беседой? Вероятно, так вы поступаете не часто.

С практической точки зрения, любопытство кажется лишним. Верно, зачем тратить время и усилия на то, чтобы выяснить, как работает мир, если можно сфокусироваться на действительно важных вещах, например, том, как заработать много денег? Но такое мышление ограничивает человека, да и с точки зрения практики любопытство важно.

Большинство успешных людей любознательны. Они прочли огромное количество книг, познакомились со разными людьми и им по-прежнему интересно многое, что происходит в мире. Есть, конечно, вероятность, что они стали бы успешными и без этого качества, но что, что если они стали такими благодаря ему?

Зачем нужно быть любопытным?


Согласно Википедии, любопытство – это бессознательное стремление к познанию, присущее не только человеку, но и многим живым существам. Оно является толчком к познанию нового. Это интерес, лишенный рационального зерна.

Несмотря на то, что это бессознательное стремление, его можно развить, о чем мы и поговорим немного позже. А теперь о преимуществах.

Любознательность помогает избавиться от стереотипов

Когда нам любопытно, то мы не делим людей на расы и пол, а воспринимаем личность без стереотипных привязок. И уж точно не вешаем ярлыки исходя из пары известных нам частных случаев.

Стереотипы могут относиться не только к людям, но и, например, к методам, техникам и подходам. Если вы любопытны, то начинаете экспериментировать. И есть большая вероятность получить совершенно новую идею.

Избавляет от стресса и эмоционального выгорания


Пытливая природа человека – это топливо, которое помогает избавиться от стресса. Особенно ярко это проявляется в отношениях с людьми. Когда вы уравновешены и любознательным, то вряд ли пойдете на обострение конфликта, если собеседник выскажет какую-то непопулярную мысль. Скорее всего, вы сначала захотите узнать, почему он считает именно так.

Вы сможете любую стрессовую ситуацию рассматривать как любопытную, а не болезненную. Искать новые подходы, менять тактику, пытаться понять, что работает, а что нет.

Развивает когнитивные функции


Не нужны научные исследования, чтобы заметить за собой одну вещь: если вам любопытно, то информация усваивается намного лучше и запоминается надолго. И наоборот: если скучно, то забывается почти сразу.

Когда вы любопытны, то стремитесь развить случайно пришедшую в голову мысль. Например, поискать информацию в интернете, прочесть книгу, провести небольшой эксперимент.

Если вам отказали в получении работы после собеседования, то вы начнете анализировать то, что на нем произошло. Подключите все мозговые ресурсы, чтобы понять причинно-следственные связи и выяснить, что сделали неправильно.

Является двигателем интеллектуальных достижений


Это то, что заставляет нас продолжать учиться, делать новые попытки и двигаться вперед. Мы много говорим о мотивации, но при этом именно любопытство является топливом для нее.

Будет нелишним также напомнить, что многие величайшие открытия были сделаны благодаря любопытству.

Повышает продуктивность


Человек медленнее устает, если ему любопытно. Он не воспринимает работу как обязанность и не считает учебу мукой. В таком состоянии он может находиться часами и при этом забывать про сон и отдых.

Вы когда-нибудь работали над долгосрочным проектом? Если да, то знаете, как тяжело трудиться над ним, если он кажется пресным и неинтересным. И как повышается продуктивность, если задача интересна.

Итак, как же развить в себе это качество?














Как стать любопытным


Мы собрали несколько рекомендаций из разных источников и считаем, что они помогут развить любознательность.

Читайте книги на разные темы


Любопытство требует начальных знаний. Нам сложно развивать этот навык, если мы совершенно не понимаем, что происходит вокруг.

Есть люди, которые читают только фэнтези. Или детективы. Или журналы о садоводстве. Не зацикливайтесь на чем-то одном, читайте все:

о Ренессансе;
о викингах;
о том, как работает интернет;
о моде 20-х годов ХХ века;
о том, как создать свой бизнес.

Удивительно, но вся эта информация не только сделает вас интересным человеком (что для кого-то и вовсе цель жизни), но и поможет находить так называемые пересечения: это когда вы понимаете, что книга об истории Рима помогла придумать идею в области моды.

Варьируйте свои интересы


Леонардо да Винчи был гением, которого интересовало все вокруг. Вот выдержка из его дневника:


  • Изучить арбалет маэстро Джанетто.
  • Нарисовать Милан.
  • Спросить маэстро Антонио, каким образом мортиры располагаются в бастионах днем и каким – ночью.
  • Найти мастера гидравлики и попросить его рассказать о том, как отреставрировать замок, канал и мельницу в ломбардской манере.
  • Спросить об измерении Солнца у маэстро Джованни Франчеса.


Вы представляете, каким сумасшедшим в хорошем смысле был этот человек? Каких масштабов была его личность? Да Винчи, вероятно, был самым разносторонним человеком в истории, к чему стоит стремиться и всем, кто занимается саморазвитием.

Изучайте новые слова и включайте их в свой словарь


Новые слова способны разжечь фантазию и изменить мышление. В качестве упражнения возьмите словарь и выпишите из него 100 слов, которые покажутся вам интересными или любопытными. Выясните, что они значат, узнайте об их происхождении. В течение недели вставляйте их в разговоры или хотя бы начинайте думать с их использованием.

Посещайте книжные магазины, библиотеки и музеи


Здесь все просто – это источники знания, доступные каждому.














Не бойтесь задавать глупые вопросы


Некоторые люди боятся задавать вопросы, чтобы не выглядеть глупо. Но именно это и делает их во многом глупыми.

Глупые вопросы, даже заданные самому себе, направляют мышление в совершенно другую сторону. Они способны помочь в решении многих проблем.

Фокусируйтесь на краткосрочных целях


Безусловно, долгосрочные цели нужны, если вы хотите добиться успеха. Но когда развиваете любознательность, важно все-таки включить мышление ребенка. Он не думает о том, что случится даже завтра, ему интересно то, что происходит здесь и сейчас.

Краткосрочные цели – те, которые ставятся на срок не более одного месяца. При помощи них можно ставить жизненные эксперименты, получить интерес к новым областям, заинтересоваться чем-то совсем незначительным.

Используйте правило 20%


Корпорация Google ввела для своих сотрудников правило 20%. Оно гласит, что каждый работник имеет право выделять 20% своего времени на создание проектов, которые считает важными.

Подумайте: на что можно выделить 1/5 своего рабочего дня. Эта деятельность не обязательно должна привести к какому-то материальному результату. Важно, чтобы она несла удовлетворение и помогала справиться со скукой – главным врагом развития.

Заведите дневник идей


Нам в голову постоянно приходят идеи. В основном глупые, конечно, но это неважно. Записывайте все.

Тема совершенно неважна. Думаете о том, как захватить мир? Напишите об этом. Знаете, как решить какую-то проблему человечества? Напишите и об этом. Чем больше идей, тем лучше. Это упражнение позволит всегда подмечать детали из окружающего мира и тут же заинтересовываться ими.

Начните с вопроса


Лучший способ развивать любопытство – неустанно задавать вопросы. Задавайте себе вопросы о том, что слышите, что видите, что чувствуете, что обоняете. Выясните, почему у вас сформировалась определенная манера поведения в тех или иных ситуациях. Задавайте вопросы о поведении людей, мотивации, ценностях, о способах решения их проблем. Абсолютно обо всем!

Когда вы задаете вопросы, то не воспринимаете все, как должное. Если не задаете, то живете на автопилоте, не осознавая при этом, что существует множество скрытого за привычным порядком вещей. Вопросы помогают глубже понять суть вещей и насладиться полученными знаниями.

Спросите себя:

Что, если…?
Почему?
Как?
Где?
Кто?
Когда?

Простой пример из жизни: вам звонят и говорят, что это телефонный опрос. Вы отвечаете на вопросы, кладете трубку. Спросите себя:

Кто изобрел телефонные опросы? А опросы вообще? (не стоит лезть в Гугл, проявите фантазию)
Почему именно так проводят опрос?
Зачем им это?
Как можно улучшить его?
Что, если бы его не изобрели? Что тогда?

Да, верно, такие вопросы можно себе задавать обо всем. Это не только повысит настроение и когнитивные навыки, но и позволит увидеть, как интересен этот мир.

Не принимайте себя всерьез


Дети не боятся показаться глупыми. Им, в общем-то, все равно. Взрослые же надевают маски, несмотря на то, что порой это приносит одни беды.

Если мы слишком серьезные, то не способны расслабиться и впустить новые знания. Давно известно, что многие открытия были совершены во время отдыха. Творчество не любит напряжения.

Не считайте ничего скучным


Как только мы ставим ярлык «Скучное», то тут же теряем интерес к происходящему. Попытайтесь дать ситуации или человеку шанс. Понаблюдайте, задайте несколько вопросов: себе или собеседнику.

Любопытные люди вряд ли назовут что-нибудь скучным. Вместо этого они всегда видят открытую дверь в новый, захватывающий мир. Даже если у них сейчас нет времени, чтобы исследовать его, они оставят ее открытой.

Бросайте себе вызовы


Каждый вызов дает вам соответствующие знания, идеи и перспективы, которые расширят ваше понимание окружающего мира. Это то, что необходимо для развития любопытства.

Станьте детективом


Сыграйте роль детектива:

Обращайте внимание на каждую мелочь.
Пытайтесь понять, почему человек ведет себя именно так.
Ищите причинно-следственную связь.

Хороший детектив обращает внимание на какую-либо деталь и начинает раскручивать ее, чтобы добраться до сути. Необязательно при этом тревожить других людей, можете просто наблюдать за окружающим миром или собой.

Выясните, как что-то работает


В тексте выше встречалось слово «гидравлика». Знаете ли вы, что это такое? Если нет, выясните – интернет под рукой.

Как работает двигатель внутреннего сгорания?

Как устроена Вселенная?

Как работает электричество?

Интересуйтесь всем на свете, после чего пытайтесь найти ответы. Никогда не позволяйте угаснуть пламени своего любопытства.

Старайтесь каждый день делать что-то новое из чистого любопытства. Превратите свою жизнь в эксперимент. Удивляйтесь происходящим событиям, а не отмахивайтесь заурядным: «Я это и так знаю». Часто человек погибает духовно раньше, чем физически. Когда он теряет интерес к происходящему, то начинает деградировать. Его мозг работает на минимуме, а сам он не в состоянии реализовать даже часть своего потенциала. Он ограничивается работой с 9 утра до 6 вечера и не знает, чем заняться вечером. Совершите интеллектуальное усилие и выберитесь из этого порочного круга, используя советы, представленные в нашей статье.

Желаем вам удачи!
Источник: 4brain.ru


Как мы воруем у детей самое золотое время.















Когда я читаю ведические трактаты, то больше всего изумления у меня вызывают матери. То, как они относятся к своим детям. Например, у Яшоды был не просто сын, а маленький ураган. Он воровал масло во всех окрестных домах, кормил им обезьян, разбивал горшки, все время попадал в какие-то истории, его с рождения пытались убить. И что же делала мама с ним? Лупила ли розгами, призывала ли к порядку, жаловалась ли отцу? Нет. Она смотрела на него, как на прекрасного ребенка, который очень скоро вырастет, и тогда будет совсем другим, взрослым человеком. И она наслаждалась его детскими играми, иногда играя в них строгую маму, которая наказать свое дитя все-таки неспособна.

В нашей реальности все иначе. Мы все время ждем, когда дети вырастут. Когда они сядут, поползут, пойдут, заговорят. А потом еще вздыхаем, мол, раньше-то лучше было! Теперь и бегает быстро, и залазит везде, и говорит без умолку. Но уж теперь-то должен вести себя как положено! Сидеть смирно, говорить по команде то, что должен говорить, едой не раскидываться, помогать. То есть вести себя как нормальный и хорошо воспитанный человек. А точнее – взрослый человек, потому что маленькие человечки таким законам не подчиняются – и даже физически на это неспособны.

Детство – это единственное время, когда мы можем быть абсолютно свободными в самовыражении. Когда мы можем быть непосредственными, чистыми, открытыми, можем выражать себя так, как чувствуем. У ребенка ведь изначально нет понимания, что так выражать себя неприлично, непринято и неправильно. Но ему обязательно это объяснят. Добрые люди сперва будут учить ребенка «хорошим манерам», и только потом – всему остальному. Ведь манеры ребенка – это лицо его родителей.

Вот так мы и воруем у детей самое золотое время. Время, когда они накапливают самое важное для своего роста – витамины любви и развития. Когда они имеют возможность узнать себя, изучить самих себя и мир вокруг. Так это время когда-то своровали и у нас самих, и теперь мы живем, как не до конца поспевшие бананы. Вроде бы и бананы, но какие-то невкусные, и изменить уже ничего нельзя.

Недавно проводилось одно исследование, в ходе которого выяснилось, что средний психологический возраст людей очень сильно упал. Если еще несколько лет назад мы жили среди «двадцатилетних», то сейчас люди застревают в десятилетнем возрасте. То есть даже вырастая телесно, внутри остаются незрелыми подростками. Подростками, которые еще толком себя не понимают, но жаждут какой-то независимости и отдельности. Им кажется, что весь мир на их индивидуальность покушается, и они готовы с миром воевать и бороться. Они не могут нести ответственность, точнее, панически ее боятся. Они хотят быть быстрее, сильнее, красивее, при этом страдая от нестабильной качающейся самооценки. Вам это никого не напоминает?

Многие из нас гордятся тем, что рано повзрослели. Я с полутора лет гуляла одна, под окнами, в шесть лет оставалась дома одна, могла погреть себе еду и даже что-то приготовить. В школу я ходила сама – и туда, и обратно, сама же делала уроки. И я гордилась этим. Я взрослая! Но успела ли я побыть ребенком – по-настоящему? Или я так торопилась стать такой, какой меня хотели видеть в детском саду, что забыла самое главное и потеряла собственное детство? Может быть, именно поэтому так нелегко иной раз бывает с детьми, потому что я сама все это не доиграла, не прожила, не погрузилась, а просто проехала мимо на экспресс-электричке без остановок?

Да, многое в моем детстве было. Того, чего у современных детей уже нет. Они теперь даже наедине с самими собой не бывают. У них и дворы отняли, и свободное время уничтожили. И в этом месте мне становится страшно – а что будет с этими детьми, у которых детства вообще нет? Которые с пеленок одеваются в джинсы и бабочки? Которые с тех же пеленок учат английский и французский? Которые не умеют играть в «Казаки-разбойники», но уже освоили скрипку?

И есть ли предел, в котором родители могут остановиться и осознать, что только что обокрали собственного ребенка? Что украли у него нечто очень важное и невосполнимое? Что навеки обрекли его стать ребенком в теле взрослого, который никак не может успокоиться и найти себя? Что детство для того и нужно, чтобы быть ребенком – со всеми вытекающими из этого последствиями вроде ковыряния в лужах, игр «бесполезных» занятий, «неудобного» поведения?

В известном трактате «Тирукурал» Тиру-Валлювара говорится:

Каша, в которой ваш малыш вымазал ручонки, слаще небесного нектара.

Мы же не помним об этом. Не чувствуем. Почти никогда. Иной раз, если мои дети снова разобьют или разольют что-то, я ловлю себя на том, что говорю мамиными фразами. О руках не из того места, о том, «кто это сделал». Пытаюсь остановить себя как только могу. И закрываю рот. Ведь литровая бутылка молока для трехлетки действительно тяжелая. А пятилетка не всегда может понять, что кружка стоит неустойчиво.

Во многом поведение взрослых может зависеть не от них самих, а от неразрешённых семейных проблем, укоренившихся сценариев, сложных родовых переплетений . Некоторые из них тяжело разрешить самостоятельно. Но есть одна вещь, которая нам, родителям, точно по силам. Мы должны опомниться и перестать забирать детство у наших детей:

1. Перестать их стыдить, призывать к дисциплине по любому поводу, даже малозначительному. Перестать сгружать на них свои эмоции и трудности. Для ребенка этот груз невыносим. Это наша с вами ноша.

2. Перестать манипулировать своим здоровьем – дети ведь больше жизни боятся нас потерять!

3. Перестать требовать от детей невозможного для их возраста: например, сидеть спокойно в три года или складывать оригами, когда так хочется прыгать. Не плакать, даже когда по- –другому ещё не можешь выразить свои чувства, и быть аккуратным, когда маленькие ручки ещё не очень-то тебя слушаются.

4. Перестать мучить свих детей, дергать их, строить, отчитывать – особенно на людях.

5. Перестать меняться с ними местами, требуя сочувствия, понимания, жалости.

Мы так хотим, чтобы нас понимали и принимали. Но много ли мы понимаем в детях? Знаем ли мы и хотим ли знать об особенностях их воспитания, о том, что происходит в их головах и душах?

Ответьте самой себе, к какому возрасту у ребёнка складывается усидчивость и интерес к чтению? Когда он может разделить причину и следствие? Когда ему можно надолго разлучаться с родителями – - и как это делать для него безболезненно? Когда ему становится необходимо общение с другими детьми, в каком количестве и в какой форме? Какие у него потребности в том или ином возрасте?

Здорово, если на каждый вопрос у вас нашлись ответы. А если ответов нет? Или ещё хуже: внутри поднимается глухое раздражение с агрессивным посылом «всё это ерунда и абсолютно неважно»?

«Нас растили, ничего этого не зная, – и ничего, мы выросли?!» Во-первых, принцип «со мной так поступали, и я выросла нормально» – не работает. Слишком разные поколения. Слишком многое изменилось в мире. Слишком другими приходят сюда наши дети. А, во-вторых, вы же не сядете за руль авто, не выучив ПДД? Так почему вы считаете, что о психике и о душе вашего ребёнка нормально не знать ничего?

Кстати, давайте честно признаемся хотя бы себе, что и мы в результате такого воспитания выросли не особо-то и нормальными. Задёрганными, затюканными, зашоренными. Не понимающими собственных эмоций и не умеющими их контролировать. Не справляющимися со своими душевными кризисами и постоянно убегающими от боли . Уходящими от ответственности за собственную жизнь, не имея в жизни ни правильных ориентиров, ни крепкого внутреннего стержня. Разве это мы мечтали подарить нашим детям? Разве это должны бережно передавать из поколения в поколение, из рук в руки, от сердца к сердцу?

Давайте посмотрим правде в глаза. Мы всё ещё дети. Дети, которые выглядят «как большие». Дети во взрослых телах. Дети, которые так до конца и не смирились с тем, что у них не было настоящего беззаботного начала жизни. Дети, которые до сих пор не хотят взрослеть полностью. Насовсем.
Источник: Ольга Валяева, глава из книги «Предназначение быть мамой»

Полезные цитаты из книг психолога Владимира Леви.















Владимир Леви — писатель и поэт, психолог и психотерапевт, автор целого ряда книг по популярной психологии. Много занимался профилактикой самоубийств, стоял у истоков создания в СССР «телефона доверия». Многие книги автора переведены на европейские языки, среди них — «Искусство быть собой», «Ближе к телу» и «Охота за мыслью: заметки психиатра». Предлагает вам несколько занимательных цитат, чтобы "подумать".

***

Любопытство — надежнейшее лекарство от зависти: проникнув за покров внешнего, всегда обнаруживаешь, что завидовать нечему. («Куда жить?»)

Пьют и от нехорошей жизни, и от хорошей, когда не знают, зачем она, — когда НЕКУДА ЖИТЬ. («Куда жить?»)

Опытные тренеры экстремальных видов спорта говорят: «Страх как огонь: если ты его контролируешь, он тебя греет, а если не контролируешь, то сжигает». То же самое можно сказать и об оценочной зависимости. Не «сорваться», а контролировать, — чтобы грела и заводила, но не сжигала и не топила. («Куда жить?»)

Отдых — это искусство. Отдых — работа не менее ответственная, чем сама работа, и людей, умеющих отдыхать, ровно столько же, сколько умеющих хорошо работать: оба умения всегда совпадают. («Искусство быть собой»)

Мы живем в такое время, когда человеку, заботящемуся о своей психике, нужно искать спасения от музыки. Но виной тому — не музыка, а некультурное обращение людей с ней и друг с другом. («Искусство быть собой»)

Человек — это многослойная пленка, на которой в скрытом виде отснято много всякой всячины, а проявители этой пленки — другие люди, роли и ситуации. Как знают фотографы, найти хороший проявитель не так легко. («Искусство быть собой»)

Чтобы успешно пользоваться советами по развитию силы воли, нужна немалая сила воли. («Лекарство от лени»)

Лень — это инстинкт самосохранения от излишних действий. («Лекарство от лени»)

Кроме шуток, соприкосновение — устранение физической дистанции — устраняет и психологическую. («Лекарство от лени»)

Если ценности и значимости совпадают, то человек целен, гармоничен и искренен, по крайней мере перед собой. («Искусство быть собой»)

Из жизни никогда нельзя исключить три вещи: риск, грех и возможность счастья.

Усвоим же наконец: любят не тех, кто полезен, не тех, кто хорош. Любят тех, кого любят. Любят за что угодно и ни за что. Любят за то, что любят. Никакая привлекательность к любви отношения не имеет, никакой успех, никакая сила и красота, никакой интеллект. Ничего общего с благодарностью; если это благодарность, то лишь за жизнь, но не свою. Любовь не может быть заслужена, любовь только дарится и — принимается или не принимается. Любовь — сплошная несправедливость.

Наша вера способна превращать возможность в действительность.

Зануда — человек, который на вопрос «Как дела?» — действительно начинает рассказывать, как у него дела

Обида судьбы есть экзамен для духа.

Всё будет так, как должно быть, даже если будет иначе.

Если хотите навредить человеку — почаще его хвалите в присутствии других.

Унизить тебя может только один человек на свете. И этот человек — ты сам.

Женщина всегда знает, чего хочет, но никогда не знает, чего захочется.

Время — лишь пространство для бесконечных встреч…

Если тебя обманули в любви, то этот обманщик — ты.

Самое ценное качество собеседника — умение слушать!

Снизить значимость или повысить, поднять или опустить «планку» — это и есть искусство владения собой

Трагедия дурака не в глупости, а в притязании на ум

Страх, как трусливая дворняжка, бежит только за тем, кто бежит от него, но отступает, когда на него идут прямо

Человек — единственное живое существо, наделенное зачатком способностей менять свою точку зрения

***

Душа, не умирай.
Душа, питайся болью.
Не погибай, насытиться спеша.
Надежда - злейший враг.
Гони ее с любовью.
Безумием спасай себя, Душа.
Во взлете весь твой смысл,
во взлете - и паренье
над суетой - ты крылья сотворишь
из кожи содранной,
и яд стихотворенья
заменит кровь,
и ты заговоришь.

Притча о плохом муже.














Однажды к священнику пришла молодая женщина и сказала:
– Два года назад ты поженил нас с мужем. А сейчас разведи: не хочу больше с ним жить.
– Какова же причина твоего желания развестись? – поинтересовался священник.

Женщина объяснила:
– У всех мужья вовремя возвращаются домой, мой же постоянно задерживается. Из-за этого мы каждый день скандалим.

Священник, удивившись, спрашивает:
– Причина только в этом?

– Да, я не хочу жить с человеком, у которого такой недостаток, – ответила женщина.
– Развести-то я вас разведу, но при одном условии. Возвращайся-ка ты домой, испеки большой вкусный хлеб и принеси мне. Но когда будешь печь хлеб, ничего не бери в доме: и соль, и воду, и муку попроси у соседок. И обязательно объясни им причину своей просьбы, – сказал священник.

Женщина отправилась домой и, не откладывая, принялась за дело.
Зашла к соседке и попросила:
– Мария, одолжи мне стакан воды.
– У вас, что, вода закончилась? Разве во дворе не вырыт колодец?
– Вода есть, но я пошла к священнику, чтобы пожаловаться на мужа и попросила развести нас, — вдалась в объяснения женщина. И как только она закончила, соседка вздохнула:
– Эх, если бы ты знала, какой у меня муж! — и начала жаловаться на своего супруга…
После женщина отправилась к другой соседке, чтобы попросить соли.
– У тебя соль закончилась, просишь всего одну ложку?
– Соль есть, но я пожаловалась священнику на мужа, попросила развода… – говорит та женщина. И не успела она закончить, как соседка воскликнула:
– Эх, если бы ты знала какой у меня муж! – и начала жаловаться на своего супруга.

Так, к кому бы эта женщина ни заходила с просьбой, ото всех слышала жалобы на мужей.
Наконец, она испекла большой вкусный хлеб, принесла священнику и отдала – со словами:
– Спасибо тебе, отведай мой труд вместе со своей семьей. Только не думай разводить меня с мужем.

– Почему? Что случилось, дочка? – спросил священник.
– Мой-то муж, оказывается, лучше всех! – ответила ему женщина.

АНЕКДОТЫ И УМНЫЕ МЫСЛИ.


































































































































































































































воскресенье, 26 октября 2025 г.

Почему в ССCР пододеяльники шили с дыркой в виде ромба посередине? - Почему йодируют соль? - Клиповое мышление не позволит вашим детям стать элитой. - Откуда пошло выражение «из-под земли достать»? - Легенда о счастье внутри нас. - АНЕКДОТЫ И УМНЫЕ МЫСЛИ.

 





































Почему в ССCР пододеяльники шили с дыркой в виде ромба посередине?










Возможно, вы даже лично помните те самые пододеяльники с дыркой в виде ромба посередине. Но знаете ли вы, почему их шили именно так?
Такие пододеяльники шили по ГОСТу и они были распространены повсеместно. Оказывается, такой странный дизайн был выбран неспроста, а по нескольким причинам, связанным с практичностью и удобством использования.
Во-первых, такая конструкция облегчала процесс заправки одеяла в пододеяльник. С помощью отверстия посередине было проще равномерно распределить одеяло внутри, избежав смятия и скручивания. Это было особенно актуально для больших пододеяльников, где обычное отверстие сбоку или снизу могло быть неудобным.
Во-вторых, отверстие в виде ромба способствовало лучшей вентиляции. Одеяло внутри пододеяльника имело доступ к воздуху, снижало риск накопления влаги, особенно в условиях квартир с недостаточным отоплением или вентиляцией. Напомним, что синтепоновых одеял тогда не было, они были пуховыми или шерстяными.
В-третьих, материал для пошива изготавливали шириной всего 90 см, а пододеяльник должен был быть шириной от 143 до 220 см. Поэтому приходилось сшивать два полотна и шов проходил ровно посередине. Ромбовидное отверстие добавляло оригинальности и декоративности изделию. Тогда многие предметы быта были скорее функциональными, нежели привлекательными. А такой незатейливый дизайн позволял сочетать экономию с эстетикой.
Таким образом, отверстие в виде ромба на пододеяльниках было не только функциональным решением, но и имело свои практические преимущества, что сделало его интересным историческим артефактом, который напоминает нам о креативных решениях в условиях дефицита.


Почему йодируют соль, а не какой-то другой продукт?













Йодирование соли — это распространенная практика, направленная на предотвращение йододефицита у населения. Но почему для этого выбрана именно соль?
Оказывается, соль выбрана в качестве носителя йода по нескольким важным причинам.
Во-первых, соль — это продукт, который употребляют практически все люди, независимо от их возраста, пола или социального статуса. Таким образом, йодированная соль позволяет достичь максимально широкой аудитории.
Во-вторых, йод в форме йодата или йодида натрия, добавленный в соль, остается стабильным и эффективным в течение длительного времени. Соль защищает йод от разрушения, что делает его доступным и легко усвояемым для организма.
В-третьих, количество потребляемой соли относительно стабильное у большинства людей, что позволяет более точно контролировать уровень йода, получаемого с пищей. Это помогает предотвратить как дефицит, так и избыток йода.
И наконец, йодирование соли — относительно недорогой процесс, что делает его доступным для массового производства и использования. Производителям легко добавить йод в соль без значительных изменений в производственных процессах. Это делает йодирование соли практичным и удобным способом обогащения пищи.
Известно, что дефицит йода может привести к серьезным проблемам со здоровьем, таким как зоб, гипотиреоз, задержка умственного и физического развития у детей. Поэтому йодирование соли стало эффективным средством борьбы с этими проблемами во многих странах мира.

Клиповое мышление не позволит вашим детям стать элитой.














Что такое клиповое мышление

Термин «клиповое мышление» появился в середине 1990-х годов и первоначально означал особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания теленовостей или видеоклипов. Слово «clip» переводится с английского как фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма. Видеоряд большинства музыкальных клипов состоит из цепочки слабо связанных по смыслу кадров. При клиповом мышлении жизнь напоминает видеоклип: человек воспринимает мир не целостно, а как последовательность почти не связанных между собой событий.

Современные сериалы, фильмы и мультфильмы создаются для клипового потребителя. Сцены в них идут маленькими блоками, часто сменяя друг друга без логической связи. Пресса наполняется короткими текстами, в которых авторы лишь очерчивают контуры проблем. Телевидение преподносит новости, которые между собой не связаны, потом рекламу, ролики которой тоже никак друг к другу не относятся. В результате человек, не осмыслив одну тему, переходит к потреблению другой.

Мир обладателя клипового мышления превращается в калейдоскоп разрозненных фактов и осколков информации. Человек привыкает к постоянной смене сообщений и требует новых. Усиливается желание искать цепляющие заголовки и вирусные ролики, слушать новую музыку, «чатиться», редактировать фотографии и так далее.














Профессор, доктор психологических наук, старший научный сотрудник отдела организации научно-исследовательской работы ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России» Рада Грановская говорит об этом следующее:

— Сегодня часто говорят о том, что современное поколение детей и молодежи очень сильно отличается от предыдущих. В чем, на ваш взгляд, заключается это отличие?

— Оно связано с тем, что молодые люди сегодня по-другому воспринимают новый материал: очень быстро и в другом объеме. Например, учителя и родители стонут и плачут, что дети и современная молодежь не читают книг.

Это действительно так. Многие из них не видят надобности в книгах. Они вынуждены приспосабливаться к новому типу восприятия и темпу жизни. Считается, что за последний век скорость изменений вокруг человека увеличилась в 50 раз. Вполне естественно, что возникают и другие способы переработки информации. Тем более, что они поддерживаются с помощью телевизора, компьютера, интернета.

Дети, выросшие в эпоху высоких технологий, по-другому смотрят на мир. Их восприятие — не последовательное и не текстовое. Они видят картинку в целом и воспринимают информацию по принципу клипа.

Для современной молодежи свойственно клиповое мышление. Люди же моего поколения, которые учились на книгах, с трудом представляют себе, как такое вообще возможно.

— Вы не могли бы привести какой-нибудь пример?

— Например, проводили такой эксперимент. Ребенок играет в компьютерную игру. Периодически ему дается инструкция на следующий шаг, где-то на три страницы текста. Рядом сидит взрослый, который, в принципе, быстро читает. Но он успевает прочитать только полстраницы, а ребенок уже обработал всю информацию и сделал следующий ход.

— И чем это объясняется?

— Когда у детей в ходе эксперимента спрашивали, как они так быстро читают, то они отвечали, что не читали весь материал. Они искали ключевые моменты, которые давали им знать, как поступить. Чтобы представить, как работает такой принцип, могу привести еще один пример. Представьте, что вам поручили в большом сундуке на чердаке найти старые галоши. Вы быстренько все выкидываете, добираетесь до галош и спускаетесь с ними. А тут какой-то дурак подходит к вам и просит перечислить все, что вы выкинули, да еще сказать, в каком порядке оно там лежало Но в вашу задачу это не входило.

Были еще эксперименты. Детям показывали картинку на определенное количество миллисекунд. И они описывали ее так: кто-то поднял что-то на кого-то. На картинке была лисица, которая стояла на задних лапах, а в передней держала сачок и замахивалась на бабочку. Вопрос в том, нужны ли были детям эти подробности, или для задачи, которую они решали, было достаточно, что «кто-то поднял что-то на кого-то». Сейчас темп поступления информации такой, что для многих задач детали не нужны. Нужен только общий рисунок.

На клиповое мышление во многом работает и школа. Детей заставляют читать книги. Но на самом деле школа построена так, что учебники не являются книгами. Ученики читают один кусочек, потом через неделю — другой, а в это время еще по кусочку из других десяти учебников. Таким образом, провозглашая чтение линейное, школа ориентируется на совсем другой принцип. Не нужно читать весь учебник подряд. Один урок, потом десять других, потом снова этот — и так далее. В итоге возникают противоречия между тем, что требует школа и что она реально предлагает.

— А о какой возрастной границе в данном случае идет речь?

— В первую очередь, такой тип мышления свойственен молодежи где-то до 20 лет. Поколение, представителям которого сейчас 20–35 лет, можно сказать, находится на стыке.

— Неужели всем современным детям и молодежи свойственно клиповое мышление?

— Большинству. Но, конечно, сохраняется определенное количество детей с последовательным типом мышления, которым нужен монотонный и последовательный объем информации, чтобы прийти к какому-то заключению.

— А от чего зависит, какой у ребенка будет развиваться тип мышления, последовательный или клиповый?

— Это зависит во многом от темперамента. Флегматики, скорее, склонны к восприятию больших объемов информации. Это также зависит от среды, от задач, которые она предлагает, от того, в каком темпе они поступают. Неслучайно людей старого типа психологи называют людьми книги, а нового — людьми экрана.

— И что для них характерно?

— Очень большая скорость включения. Они обладают возможностью одновременно читать, посылать смс, звонить кому-то — в общем, делать многие вещи параллельно. И ситуация в мире такова, что таких людей требуется все больше. Потому что сегодня замедленная реакция при любой квалификации не есть качество положительное. Только некоторым специалистам и в исключительных ситуациях необходима работа с большим объемом информации.

Еще немецкий промышленник Крупп писал, что если бы перед ним стояла задача разорить конкурентов, он бы просто предоставил им самых высококвалифицированных специалистов. Потому что они не начинают работать, пока не получают и не обработают 100% информации. А к тому времени, когда они ее получают, решение, которое от них требуется, становится уже не актуальным.

Быстрая реакция, пусть и не достаточно точная, в большинстве случаев сейчас важнее. Все ускорилось. Изменилась система технического производства. Еще 50-60 лет назад машина состояла, скажем, из 500 деталей. И нужен был очень хороший, квалифицированный специалист, который нашел бы конкретную деталь и быстро заменил. Теперь технику преимущественно делают из блоков. Если есть поломка в каком-то блоке, его целиком вынимают, а потом быстро вставляют другой. Такой квалификации, как раньше, для этого уже не нужно. И эта идея быстроты сегодня проникает повсюду. Сейчас главный показатель — скорость.

— Получается, что сегодня люди учатся быстрее реагировать на поставленные перед ними задачи. А есть ли здесь обратная сторона медали?

— Происходит снижение квалификации. Люди с клиповым мышлением не могут проводить глубокий логический анализ и не могут решать достаточно сложные задачи.

И здесь я бы хотела обратить внимание на то, что сейчас происходит интересное расслоение. Очень небольшой процент состоятельных и профессионально продвинутых людей обучают своих детей преимущественно без компьютера, требуют, чтобы они занимались классической музыкой и подходящими видами спорта. То есть, по сути, дают им образование по старому принципу, который способствует формированию последовательного, а не клипового мышления. Яркий пример — основатель компании Apple Стив Джоббс всегда ограничивал количество современных устройств, которые дети используют дома.

— Но ведь очень многое зависит и от среды, в которой воспитываются дети. Могут ли родители как-то повлиять на то, чтобы при всей нынешней вовлеченности в мир современных устройств у ребенка развивалось не только клиповое мышление, но и традиционное, последовательное?

— Конечно, могут. Надо, в первую очередь, стараться расширить их круг общения. Именно живое общение дает нечто невосполнимое.

— В начале беседы вы упомянули о том, что книги читают все меньше. На ваш взгляд, означает ли это, что век массовой книги подходит к концу?

— К сожалению, во многом это так. В одной из американских статей я недавно прочитала совет для преподавателей вузов: «не рекомендуйте своим слушателям книги, а рекомендуйте главу из книги, а лучше параграф». Гораздо меньше шансов, что книгу возьмут в руки, если ее порекомендуют прочесть целиком. Продавцы в магазинах обращают внимание, что книги толще трехсот страниц редко покупают и даже рассматривают. И вопрос не в цене. Дело в том, что люди внутри себя перераспределили время на разные виды занятий. Они лучше посидят в социальных сетях, чем будут читать книжку. Это им интересней. Люди уходят в другие виды развлечений.

— Насколько я понимаю, клиповое мышление – это неизбежное следствие развития современного общества, и повернуть этот процесс вспять невозможно?

— Правильно, это направление цивилизации. Но, тем не менее, надо понимать, к чему это ведет. Те, кто пошел по линии клипового мышления, элитой уже никогда не станут. Идет расслоение общества, очень глубокое. Так что те, кто позволяет своим детям часами сидеть за компьютером, готовят для них не самое лучшее будущее.

















Как бороться с минусами клипового мышления?
В некоторых странах проводятся специальные тренинги по борьбе с клиповым мышлением. На них учат концентрировать внимание и анализировать информацию. А в Соединённых Штатах рассеянное внимание у школьников лечат медикаментозно. Многие источники предлагают следующие способы борьбы с отрицательными сторонами клипового мышления:
«Метод парадоксов»

Михаил Казиник, профессор и педагог с мировым именем, в своей практике использовал «метод парадоксов», который развивает аналитические способности и критическое мышление. Парадокс значит противоречие. Исследования показали, что дети с пассивным сознанием принимают утверждения учителя на веру. Но когда учитель озвучивает два взаимоисключающих утверждения, как правило, ученики задумываются.

Например: Моцарт — гениальный культовый композитор, который, написал несчётное множество музыкальных произведений, умирает в нищете. Бетховен сочинял грандиозные симфонии, но при этом был глухим. Шопену поставили диагноз туберкулёз и предрекли, что проживёт он не больше двух лет, но композитор продолжил давать концерты и писать музыку и прожил двадцать лет! Как это объяснить? Поиск парадоксов и противоречий — удобное упражнение, которое искореняет потребительское отношение к информации и учит размышлять.

Чтение художественной и философской литературы

В своей статье «Google делает нас глупее?» американский писатель и публицист Николас Карр признался, что после прочтения им двух-трёх страниц текста внимание его рассеивается и появляется желание найти себе другое занятие. Таковы «издержки» клипового мышления, и для борьбы с ними специалисты советуют читать классиков. Их произведения тренируют умение анализировать. В отличие от телевидения, где восприятием зрителя управляют, при чтении художественной литературы человек создаёт образы самостоятельно.

Некоторые преподаватели заставляют своих студентов читать современных философов — Лиотара, Бодрийяра, Барта, Фуко, Бахтина, Лосева. Считается, что через философские труды можно научиться строить цепочку от общего к частному. Правда, для неподготовленного обладателя клипового мышления читать философов на порядок сложнее, чем классиков.

Для выработки усидчивости новичкам рекомендуется ставить на время чтения будильник. Сначала можно прерываться от книги каждые 10 минут, потом 20, 30 и так далее. В паузах полезно пересказывать прочитанные отрывки и анализировать поступки героев, а ещё лучше — тезисно конспектировать прочитанное. Результат — аналитический ум и порядок в голове.

Дискуссии и поиск альтернативной точки зрения

Чтобы глубоко и последовательно мыслить, нужно анализировать и понимать позиции людей с противоположными взглядами. Видеть только единственную точку зрения — всегда опасно.
В любом вопросе нужно искать противоположный взгляд. Обсуждение и участие в дискуссионных клубах и круглых столах делает человека трезвомыслящим. Причём лучше всего участвовать именно в дискуссиях, а не в полемике. В процессе полемики люди просто отстаивают свою позицию и хотят победить, участники же дискуссии защищают свои точки зрения, но пытаются понять друг друга и найти истину. Важны и полемика, и дискуссия, но именно второе развивает умение и желание думать.
День отдыха от информации

Ограничить себя в потреблении информации — мудрое решение в эпоху информационного бума. Эксперты предлагают ввести личный «День отдыха от информации». В этот день нельзя ничего смотреть или читать. Потребление заменяется созиданием и творчеством: можно писать, рисовать, общаться офлайн. Без баланса между потреблением и созданием нового человек — всего лишь машина для обеспечения работы рынка.

В остальные дни важно следить за способом поглощения информации. Например, хотя бы частично заменить судорожное переключение каналов («зеппинг») и чтение кратких материалов на просмотр полноценных фильмов (а лучше театральных представлений) и продолжительное чтение больших текстов.

Нужно понимать, что клиповое мышление — вынужденное явление в эпоху информационных технологий, у которого есть как плюсы, так и минусы. Что касается детей, важно скорректировать их развитие и потребление клиповой информации. И как минимум, отдавать себе отчет в том, что те, кто позволяет своим детям часами сидеть за компьютерами, планшетами и айфонами, готовят для них не самое лучшее будущее.
Источник: lookatme.ru, rosbalt.ru


Откуда пошло выражение «из-под земли достать»?
















"Из-под земли достать" в большинстве случаев используют тогда, когда хотят сообщить об неимоверных усилиях в достижении цели или о получении чего-либо невероятным трудом и любыми средствами. В каком-то смысле этот фразеологизм является синонимом устойчивому словосочетанию "во что бы то ни стало".
Чтобы понять выражение "из-под земли достать", нужно вернуться в далёкие времена, когда крестьяне вынуждены были выплачивать барину оброк. В силу финансовых трудностей или желания уклониться от уплаты налога, крестьяне часто прятали свои деньги в тайнике, вырытом под землей. Это тайное место было известно только тому, кто его закопал.
Однако, когда крестьянин не мог уплатить оброк из-за отсутствия средств, барин мог использовать это выражение, чтобы подчеркнуть, что крестьянин должен найти способ найти деньги или "достать из-под земли", чтобы выполнить свои обязательства.
Таким образом, выражение "из-под земли достать" стало метафорой и приобрело переносный смысл, обозначая необходимость найти способ получить нужные ресурсы или средства любой ценой.


Легенда о счастье внутри нас.













В одной старой индусской легенде рассказывается, что было время, когда все люди были Богами. Но они пренебрегали своей Божественностью.

И Брахма, Верховный Бог, решил отнять у них Божественную Силу и спрятать в таком месте, где Ее нельзя было бы отыскать. Однако найти подобное место было большой проблемой.

И собрал Брахма вместе всех верховных Божеств, чтобы решить эту проблему. И они предложили: «Спрячем-ка Божественность под Землей!»

Но Брахма ответил: «Нет, это не подойдет. Человек начнет копать и снова Ее найдет».

Божества предложили другой вариант: «Тогда бросим Ее в самую глубь Океана!»

Но Брахма снова ответил «Нет. Рано или поздно человек исследует глубины океана и, найдя Ее, вынесет на поверхность».

Божества зашли в тупик, они не знали, где они могли бы спрятать Божественность.

И казалось, что нет такого места на Земле или в Море, которое было бы недосягаемо для человека.

Но тут возразил Брахма: «Вот что мы сделаем с Божественностью: Мы спрячем Ее в глубине самого человека, потому что это единственное место, где он никогда не будет искать».

С тех пор носится человек по Земле, чтобы исследовать ее всю: с тех пор он ищет, поднимается и спускается, ныряет и копает в поисках вещи, которую можно найти только внутри себя!
Источник: elims.org.ua


 АНЕКДОТЫ И УМНЫЕ МЫСЛИ.

























































































































































Чабрец Душистый, слегка горьковатый. Хорош в чистом виде и в смесях, особенно с душицей и зверобоем. Мята Освежающая, яркая. Часто используется как ароматная добавка. Лучше работает в смесях. Мелисса Похожая на мяту, но мягче и с легким цитрусовым ароматом. Балансирует аромат и вкус. Лист черной смородины Яркий, насыщенный аромат. Можно использовать свежие листья или собрать и высушить побеги, листья и почки. Шиповник Отличная основа для напитка. Лучше измельчать перед завариванием. Дает насыщенный кислый вкус. Шалфей Интенсивный вкус и аромат. Идеален для улучшения крепкого зеленого чая. Ромашка Мягкая, с медовыми нотами. Хороша сама по себе и в купажах, например, с ванилью или грейпфрутом. Женьшень Используется в виде измельченного корня или ягод. Имеет характерный горьковатый вкус, часто дополняется солодкой. Лапчатка Нейтральная по вкусу, но хорошо балансирует интенсивные сборы. Брусничный лист Кисловато-терпкий. Отличный моносбор или база для смеси. Лемонграсс Легкий лимонный аромат. Хорош в черном чае или как нейтральная объемная основа. Лимонник китайский Листья дают освежающий лимонный аромат. Хороши в смесях. Липа Нежный цветочный вкус. Отлично сочетается с ромашкой и черным чаем. Душица Ароматная и сладковатая. Одна из ключевых трав в русских купажах. Василек Используются только цветы. Скорее декоративный компонент, чем вкусовой. Вишневый лист Мягкий, слабо выраженный вкус. Лучше использовать после ферментации. Саган-дайля Ароматная, добавляется по 2–3 листочка. Считается тонизирующей, но эффект индивидуален. Таволга Душистая, легко узнаваемая по аромату. Используется в смесях. Лаванда Сильный аромат. Прекрасна в купажах, например с апельсином. Зверобой Сильный базовый вкус. Хорош в смесях и как основа. Малиновый лист Мягкий вкус. Можно использовать и листья, и ветки, особенно в сборах. Боярышник Завариваются как плоды, так и ферментированные листья. Кисло-сладкий вкус. Иван-чай Лёгкий, чуть травянистый вкус. Часто используется как основа для травяных купажей. Пустырник Успокаивающее действие. Лучше в смесях, вкус травянистый, немного горьковатый. Ветреница лесная Осторожно: использовать только правильно высушенную. Пряный, чуть перчёный вкус. Шикша Легкий, пресный вкус. Часто смешивается с кипреем или другими ягодами. Багульник Ядовит при передозировке. Богат эфирными маслами, хорошо заходит зимой в малых дозах.





































Ржевский мемориал! Тень от памятника будто живая... Дрожь по всему телу! Сердце замирает от этой фотографии! Очень нужный, долгожданный, достойный и сильный памятник всем павшим в Великой Отечественной войне. Вечная память и низкий поклон.